Главное меню

Опросы

Выберите из представленных ниже необходимых, по вашему мнению, приоритетных программ (проекта) для представления на конкурсный отбор, какой проект развития нашего села вам наиболее интересен?

Установка антивандальных уличных тренажеров возле МБУК «Куршавское СКО» села Куршава Андроповского района Ставропольского края - 84.8%
Ремонт асфальтобетонного покрытия автодороги по ул. Новая - 3.3%
Строительство универсальной спортивной площадки - 3.6%
Благоустройство сквера перед зданием МБУК «Куршавское СКО» - 3.1%
Благоустройство мемориала «Братская могила 47-ми воинов Советской Армии, погибших в 1942-43 гг.» - 5.2%

Проголосовали: 422
Голосование для этого опроса закончилось on: 13 Июль 2019 - 08:00

Видеобаннеры

Терроризм за кадром. Фильм 3

А вы знаете интересы своих детей

Денежные переводы

Сдаю квартиру

Терроризм. За кадром

Портал Государственных и Муниципальных услуг Ставропольского края 

Звонок маме

Признаки

 

Что твоё?

Методические рекомендации о содержании и создании антитеррори-стических материалов, размещаемых в средствах массовой информации и информационно - телекоммуникационной сети «Интернет»

Методические рекомендации о содержании и создании антитеррористических материалов, размещаемых в средствах массовой информации и информационно - телекоммуникационной сети «Интернет»

Согласно Федеральному закону Российской Федерации                               «О противодействии терроризму» терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятые решения органов государственной власти, органов местного самоуправления или международных организаций, связанная с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий. Сегодня терроризм превратился в одну из опаснейших проблем современности, серьезную угрозу безопасности всего мирового сообщества. К сожалению, Россия оказалась в числе стран, столкнувшихся с наиболее агрессивными его проявлениями. В последние годы в нашей стране принят ряд мер по пресечению терроризма и созданию эффективной общегосударственной системы противодействия ему и его идеологии. В частности, противодействием идеологии терроризма предусмотрен комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства. В числе информационно-пропагандистских мер - меры по вскрытию сущности и разъяснению опасности терроризма, оказанию воздействия на граждан с целью воспитания у них неприятия идеологии насилия и привлечения их к участию в противодействии терроризму.

Доведение до населения своевременной информации о предпринимаемых государством мерах по различным направлениям борьбы с терроризмом является основной задачей по информационному противодействию идеологии терроризма, и она стоит перед печатными и электронными средствами массовой информации.

Залогом успеха при предотвращении последствий террористических актов является конструктивное сотрудничество СМИ, органов власти и правопорядка.

Очевидный вывод - освещение событий в прессе не должно работать на террористов. Журналисты однозначно обязаны поддерживать действия властей при осуществлении контртеррористических операций и по их требованию распространять информацию от имени государства. В этой связи, работа соответствующих государственных структур должна быть направлена на то, чтобы СМИ заклеймили террористов в глазах общественности как преступников (прежде всего путем предоставления СМИ материалов о преступной деятельности террористов и созданных ими организаций).

При этом, одной из первоочередных задач становится изоляция тер­рористов от представителей прессы. Лишение преступников пропагандист­кой трибуны необходимо всегда, за исключением тех случаев, когда это бу­дет способствовать пресечению их деятельности.

Освещая совершившийся террористический акт или контртеррористи­ческую операцию, нужно критически оценивать ситуацию, объективно просчитывать последствия обнародования информации с места событий.

Информацию нужно дозировать и облекать в такие формы, чтобы она не нанесла моральных травм родным и близким заложников, не поставила бы под угрозу жизнь и здоровье последних.

Повествование о событии и комментарий к нему однозначно не должны приводить к выводу о симпатиях к позициям террористов, оправ­дывающим или даже объясняющим их насильственные действия. Общий смысл репортажа или статьи непременно должен быть заключен в идее о недопустимости применения насилия, какими бы лозунгами оно не оп­равдывалось.

Целесообразна подготовка и размещение материалов, формирующих и укрепляющих у общественности негативное отношение к террористам (криминальное прошлое, употребление наркотиков, торговля людьми, убийства детей, женщин и стариков и т.д.).

Касаясь съемок террористов и их интервьюирования, журналисты становятся непосредственными свидетелями преступления. В этой связи, фиксация конкретных действий преступников без передачи в эфир может способствовать формированию доказательной базы для будущего следствия. Кроме того, видеосъемка террористов может использоваться и как средство их сдерживания от крайних, жестоких поступков по отношению к заложникам.

С психологической точки зрения заложники переходят в систему мировосприятия террористов. Отсюда следует важное следствие: нельзя доверять информации, исходящей от жертв.

Другим аспектом, выражающим негативного воздействия обнародования информации являются необдуманные комментарии резонансных событий.

В целях совершенствования работы на данном направлении, целесообразно разработать заготовки (шаблоны). Их суть должна заключаться в оперативном вбросе в информационные агентства заранее подготовленных комментариев под каждый из условных видов террористических проявлений. Такой подход позволит перехватить инициативу у рассчитывающих на информационную поддержку террористов, консолидировать общественное мнение в борьбе с этим социальным злом и, в конечном счете послужит профилактическим элементом в противоборстве с идеологами террора.

Взаимодействие со СМИ необходимо строить в следующих направлениях.

Подготовленные совместными усилиями сотрудников антитеррористических структур и журналистов материалы должны быть нацелены и на повышение уровня правового сознания граждан. Снижению террористической угрозы в стране должны способствовать и материалы, демонстрирующие неприятие обществом идеологии насилия, социальную изоляцию экстремистов и неотвратимость жесткого наказания для лиц, вставших на путь террористической деятельности.

Проблемные вопросы, возникающие в ходе пересечения «интересов» государственной власти, СМИ и террористов, требуют выработки единого подхода в вопросах взаимодействия двух первых субъектов в противодействии третьему.

Эффективными формами работы на этом направлении могут стать:

- систематическая организация совместных семинаров и круглых столов представителей государственных структур и масс-медиа;

- добровольное принятие совместно выработанных властью и журналистами основных принципов освещения событий.

- наделение функциями осуществления и координации информационного реагирования на проявления терроризма специально выделенных госструктур (эта задача была частично решена в 2006 году созданием Национального антитеррористического комитета, в 2012 задача информационного противодействия конкретизирована созданием –                      во 2 Службе ФСБ России соответствующих подразделений – 3 отдел УЗКС                 и 9 отдел ООУ).

Среди основных направлений работы государственных органов, призванных осуществлять информационное противодействие терроризму                      и экстремизму, по взаимодействию со СМИ могут выступить:

- оперативное распространение достоверной, полной и объективной информации о деятельности государственных структур задействованных в антитерроре и оперативного штаба во время совершения терактов;

- подготовка и распространение в СМИ готовых информационных справочных и разъяснительных печатных, видео, аудио и фотоматериалов в интересах целенаправленного продвижения в отечественных и зарубежных СМИ информации, заинтересованность в обнародовании которой, имеют федеральные власти и структуры антитеррора, а также для упреждения негативных публикаций;

- анализ и оценка общественной реакции на меры властей                                    по информационному противодействию терроризму в целях своевременного принятия адекватных мер по предупреждению появления в СМИ тенденциозных необъективных материалов, а также выработки предложений по характеру и содержанию информации целесообразной к передаче средствам массовой информации.

Обозначая комплексную стратегию в области совместного противо­стояния государственных институтов и СМИ в борьбе с терроризмом, представляется оправданным обратиться к советскому опыту осуществления связей с общественностью в гражданской обороне. Это, прежде всего, выражалось в организации таких форм как проведение совместных занятий        и учений.

К предлагаемым формам работы следует отнести:

- организацию пресс-конференций, брифингов, семинаров, интервью                    и информационных встреч с представителями федерального руководства;

- распространение в СМИ официальных сообщений в форме пресс-релизов и других информационных материалов;

- поддержание постоянных рабочих контактов с руководством ведущих российских и зарубежных масс-медиа и др.

Социальный договор между властью и СМИ может быть заключен и на предмет установления определенных рамок, в которых будет осуществлять свою деятельность пресса, освещая террористические акты. Подобные рамки могут выражаться в разработке примерного кодекса поведения, который добровольно обязуются соблюдать редакторы и журналисты.

Среди основных положений такого «кодекса» должны присутствовать:

- ограничение информации, которая может повредить заложникам (их число, национальность, вероисповедание, занимаемая должность, состояние здоровья, наличие у них родственников, занимающих видное положение в обществе или имеющих значительные финансовые состояния и т.д.);

- краткость информации об операциях по освобождению заложников;

- соглашение о недопустимости передачи в эфир прямых неотредактированных интервью с террористами;

- тщательная проверка получаемой журналистами информации о тер­рористах, выдвигаемых ими требованиях, ходе и результатах контртеррористической операции;

- сдержанность в передаче информации, которая могла бы привести к панике в обществе.

Особо хотелось бы отметить участие церкви в информационном про­тиводействии террору. Конфессии страны просто обязаны предоставить консолидированное мнение по отношению к терроризму и его идеологии. Как видится, основа такого, обязательно активного проповедования, должна основываться на характерных для всех традиционных конфессий: стремле­нии к миру, гражданскому спокойствию, человеколюбию. Учитывая социальную остроту явления терроризма, логично, что противодействие ему в информационной сфере должно стать одним из приоритетов для служителей культа.

Общеизвестно, что террористические структуры при формировании базы своих адептов в возрастном аспекте делают ставку на молодое поколение. В этой связи при организации информационной работы, нацеленной на предупреждение террористических проявлений, следует особое внимание уделять молодежи. Специфика молодежной среды как общности, которая может быть активно вовлечена в терроризм, требует адекватного реагирования общества и государства в плане создания эффективных барьеров, препятствующих этому процессу. Следует подчеркнуть - профилактика терроризма в среде студенческой, рабочей, военной и прочих слоев молодежи должна опираться на знание ее психологии, носить непрерывный и системный характер.

Крайне важным, является использование в информационном проти­водействии терроризму пропагандистского аспекта. В самом широком смысле пропаганда - это особый род социальной деятельности, основная функция которой заключается в распространении знаний, моральных и духовных ценностей, другой информации в целях формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, оказания влияния на поведение людей. Пропаганда предполагает учет конкретной ситуации, особенностей аудитории, условий, в которых она протекает. Ее характерными чертами являются: целенаправленность, определенная дифференциация (адресность), непрерывность воздействия, массовость.

В современных условиях пропаганда оформилась в особую сферу духовной деятельности, и представляет собой систему организаций, средств, форм и методов идейно-психологического влияния на социальные группы. Поэтому часто понятие «пропаганда» воспринимается сейчас в качестве средства манипуляции сознанием значительных масс людей.

Целенаправленное взаимодействие со СМИ в рамках рассматриваемого пропагандистского обеспечения, может скорректировать их воздействие на социальные группы и стать одним из решающих элементов, обеспечивающих достижение целей деятельности подразделений правоохранительных органов и специальных служб в борьбе с проявлениями терроризма. Такое воздействие должно осуществляться путем распространения сведений                и направленных на корректирование представлений людей или их общего понятия о явлении терроризма. При этом вектор пропагандистского воздействия должен быть направлен, в том числе и на формирование положительного восприятия населением мер по выявлению, пресечению                и предупреждению терроризма, осуществляемых органами исполнительной власти.

Применительно к террористическим проявлениям по характеру конечного достигаемого результата все субъекты пропагандистского обес­печения можно условно разделить на два типа:

- противодействующие террористическим проявлениям;

- способствующие террористическим проявлениям.

К первому типу субъектов пропагандистского обеспечения следует отнести в первую очередь федеральные органы исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, и, в частности, органы Федеральной службы безопасности.

При этом осуществление субъектами первого типа пропагандистского обеспечения антитеррористической деятельности как одного из направлений борьбы с терроризмом должны соответственно освещать основные принципы борьбы с терроризмом:

1.законность;

2. приоритет мер предупреждения терроризма;

3. неотвратимость наказания за террористическую деятельность;

4. сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

5. комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

6. приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

7. минимальные уступки террористу;

8. единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9. минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава их участников.

Таким образом, противодействуя террористическим проявлениям, субъекты пропагандистского обеспечения первого типа способствуют осуществлению правозащитной функции.

Ко второму типу рассматриваемых субъектов относятся лица, структуры, организации, оказывающие такое информационное воздействие на широкие массы людей, которое способствует террористам, терро­ристическим группам, террористическим организациям, в том числе меж­дународным, в достижении их преступных целей. Очевидно, что субъектами пропагандистского обеспечения данного типа могут являться и сами террористы, и лица, разделяющие их идеологию.

В нашем обществе осознали роль и место пропагандистского обеспечения в успешном проведении военных кампаний                                           и контртеррористических операций в конце 90-х годов, когда после начала              в 1999 году 2-й чеченской кампании был создан временный федеральный информационный центр на Северном Кавказе, а затем Российский информационный центр. Регулярные брифинги и пресс-конференции российских военачальников и представителей силовых структур России, рассказывающих о преступ­лениях чеченского криминального режима и                о результатах антитеррори­стической деятельности федеральных сил, широко                  и подробно освещались информационными агентствами, прессой                              и телевидением, создавая необходимы информационный фон в российском обществе.

При осуществлении пропагандистской работы допустимо применение манипулятивных технологий. Существует множество приемов манипулиро­вания, в том числе лингвистического, языкового, предполагающих исполь­зование для обозначения одних и тех же явлений ЭВФЕМИЗМОВ, а также слов, имеющих иной оценочный оттенок. Так, например, человека, ведущего подрывную деятельность против государства, в зависимости от политических пристрастий могут называть борцом за свободу, партизаном, сепаратистом, боевиком, террористом. Определение должно быть всегда только последним из перечисленных.

Для каждого информационного жанра наряду с общими способами манипулирования существуют и некоторые специальные приемы. Телеви­дение, например, для формирования у зрителей неприязненного чувства по отношению к террористам должно использовать преимущественно не­привлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монти­ровать отснятые кадры.

Подсознательное формирование среди общественности неприятия террористических идей и методов может и должно осуществляться через получившие широкое распространение на отечественном телевидении ток-шоу, где успешно практикуются: специальный подбор участников, последовательность их выступления, перечень рассматриваемых вопросов                  и комментарии к ним.

Использование методов манипулирования сознанием населения является вынужденной мерой и адекватным ответом возрастающей угрозе терроризма. Безотлагательность таких мер основывается на особенностях человеческой психики и физиологии, не способных к быстрой перестройке сложившихся стереотипов. Однако, в целях недопущения распространения указанной практики на другие сферы общественной жизни, методы психологического воздействия в антитерроре должны быть временны                    и подлежат замещению, последовательной и многоаспектной профилактикой терроризма.

Возвращаясь в теме проведения нашей страной контртеррористической операции на Северном Кавказе допустимо констатировать видимый, но пока не окончательный перелом в общественном сознании к происходящим там событиям, а также изменение государственного подхода к его решению. Что представляла собой Чечня при А. Масхадове и Ш. Басаеве, сейчас уже знают все (однако отдельная категория политиков, представителей прессы                      и частных лиц, к сожалению, продолжает намеренно передергивать факты),                      в том числе журналисты, которые много сделали в свое время для того, чтобы поддержать чеченских сеператистов. Информация о захватах и казнях заложников, о вторжении в Дагестан, сведения о документальном подтверждении причастности боевиков к организации взрывов жилых домов в городах Москве, Волгодонске и Буйнакске, а также о подготовке новых терактов переубедили многих. Как указывалось в одной из публикаций в газете «Красная звезда», людям становится понятно, что «нормального человека защищает не помповое ружье, которое лежит под кроватью,                                а государство со своими институтами». Поэтому и отношение к государству, армии, МВД, ФСБ как к структурам, которые могут защитить не только какую-то абстрактную государственную безопасность, но и твою личную жизнь, меняется».

Объективно, что в трудные для любой страны периоды ее истории (войны, смены политических режимов, общественные и природные катак­лизмы) особую роль приобретает общение власти с населением, объективная и понятная людям информация о положении в обществе, углубленный анализ ситуации, определение насущных задач. Особо важным является формирование у населения посредством такового общения прогосударственного мышления и взглядов.

Именно поэтому, государство, основываясь на общих принципах международного права, прежде всего, общечеловеческих ценностях, праве на суверенитет и его защиту, обязано представить обществу стройную картину происходящих событий, связанных с борьбой с терроризмом в частности. Обязательное отстаивание свободы слова и мнений должно опять же согласовываться с нерушимостью других демократических ценностей, таких как право на жизнь, здоровье, охрану частной собственности, общественное спокойствие.

Посредством информационных технологий, основанных на знании социальной психологии, возможно мобилизовать общественное мнение на борьбу с терроризмом, содействовать воспитанию в сознании людей непри­ятия методов насилия и шантажа и поддержки действий властей, обучению приемам личной и коллективной безопасности в ситуациях связанных с тер­рористическими угрозами. При этом основной акцент в информационном противодействии должен быть сосредоточен на мерах профилактического и пропагандистского свойства.

Реализация указанных возможностей СМИ достижима лишь при со­блюдении следующих условий:

- единого государственного подхода в деле реализации информационной политики направленной на противодействие терроризму;

- выработке и принятии журналистским корпусом профессионально-этических норм в освещении терроризма;

- соблюдения баланса необходимости защиты демократических свобод и вынужденных ограничительных мер, призванных предупреждать и противодействовать использованию современных коммуникаций террори­стами;

- активном включении в процесс борьбы и профилактики рассматриваемого социального зла (помимо правоохранителей, органов исполнительной и законодательной властей) отечественных общественных и политических структур, традиционных конфессий, представителей творческой ин­теллигенции;

- постоянного формирования вышеназванными структурами и их
представителями общественного мнения направленного на неприятие идеологии террора, необходимости оказания содействия государству в борьбе с ним;

- наступательного и последовательного подхода со стороны властных
структур страны, призванных противодействовать террору в деле отстаива­ния государственных интересов;

- использования новейших достижений в сфере информационных
технологий;

- действенной социальной и правовой защиты лиц, реализующих пе­речисленные положения.

С учетом прогрессирования угрозы терроризма в общемировом мас­штабе, российское государство на международном уровне должно пред­принимать шаги, направленные на наращивание правоустанавливающей нормативной базы по совершенствованию борьбы с террором на «информа­ционном поле». При этом, количественные показатели такой работы (ско­рейшее заключение в правовые рамки как можно большего числа сторон противодействия терроризму), с позиции практиков призванных их реализовывать, скорее менее важны, чем последовательное, но подвергнутое всесторонней выверке и апробированию нормотворчество.

В целях противодействия идеологии терроризма, доведения до населения принимаемых мер в борьбе с терроризмом предлагаем вам чаще использовать в своих публикациях материалы находящиеся на сайте Национального антитеррористического комитета (www.nac.gov.ru) и

Антитеррористической комиссии Ставропольского края (www.atk26.ru).

Поиск по сайту

Баннеры

Сейчас на сайте

Сейчас 4 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте