Сообщи о проблеме
Лагерное лето!
Каникулы - это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, которые составляют основу характера, способностей общения и коммуникации, жизненного самоопределения и нравственной направленности личности. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом дать полноценный, правильно организованный летний отдых своим детям. Наиболее распространённой формой организации детей остаются летние оздоровительные лагеря с дневным пребыванием, создаваемые при образовательном учреждении. Это наиболее дешевый и для многих единственный выход из положения, особенно в сельской местности. Ведь не у всех есть возможность отправить ребенка в загородные лагеря или в санаторий. Да к тому же многие дети не хотят расставаться со своими родителями надолго. Посещая школьный лагерь дневного пребывания, ребенок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером находится в кругу семьи. Для родителей важен ещё тот факт, что педагоги являются работниками школы, в которой учится их ребенок и им хорошо знакомы, поэтому мамы и папы спокойны за своих детей. Лагерь-это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. На протяжении многих лет в школе сложилась и развивается традиция организации летнего отдыха и оздоровления детей. Педагогический коллектив уделяет большое внимание укреплению здоровья и развитию детского потенциала, поэтому ка только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности.
Необходимо учитывать и то, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как среда. Летний отдых - это пора активной социализации ребёнка. Именно поэтому обеспечение занятости обучающихся в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков. Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни. Эффективное управление в современном лагере - это главная основа его существования и непременное условие развития. В ЛОЛ «Улыбка» функционировал один отряд численностью 23 воспитанника. Воспитателями работали квалифицированные педагоги из числа учителей школы. Решению поставленных задач помогали условия, созданные для успешной работы лагеря: медицинская и игровая комнаты, комната отдыха, спортивные площадки (футбольная, волейбольная, баскетбольная, спортивный зал), библиотека школы, краеведческие музеи. Была организована совместная работа с работниками сельской библиотеки, школьными краеведческими музеями, районным обществом рыболовов и охотников, районным отделом внутренних дел, пожарными частями сёл Курсавка и Солуно-Дмитриевского.
Обладая хорошей материально-технической и методической базой, а так же в совокупности с природными составляющими школа реализует краеведческий принцип в образовании и воспитании. Каждый день в лагере проходит под девизом: «Мы выбираем - туризм!». Туристический слёт, туристическая игротека, ориентирование на местности, туристическая полоса препятствий, краеведческая игра — соревнование «Знаешь ли ты?», соревнования по спортивному туризму. А сколько интересных походов совершено юными туристами! Окрестности села Куршава, станции школьной экологической тропы «Лиман», сам природный зоологический заказник «Лиман» посетили воспитанники лагеря. Краеведение в Куршавской школе одно из главных направлений работы педагогического коллектива. Имея два паспортизированных музея: эколого-краеведческий клуба «Стикс» и историко-краеведческий «Исток» воспитатели лагеря широко использовали их для проведения тематических экскурсий, викторин, познавательных бесед. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати - двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью, при этом они физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились климато - географические, экологические и социальные условия. Если в прежнее время маленький человек 5-9 лет имел возможность двигаться в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. В условиях работы летнего лагеря мы попытались изменить эту ситуацию. В тандеме с туристической деятельностью занятия спортом стали обязательными. Все воспитанники были распределены в разновозрастные команды, где помощниками юных спортсменов выступили старшеклассники из «Юнармии». В течение 21 дня в лагере проходила Спартакиада «Лето-2017». Программа спартакиады была насыщенной и интересной. Футбол и пионербол, дартс и стрельба из пневматической винтовки, бадминтон и шашки, лёгкоатлетический кросс и спортивная рыбалка, соревнования по подвижным играм «Дружные ребята», по мини-футболу, проведён кросс «Олимпийская звёздочка», поведена беседа «Мы и наше здоровье». В бескомпромиссной борьбе прошли комбинированные эстафеты «Весёлые старты», где кроме силы, быстроты и ловкости, участники продемонстрировали смекалку и взаимовыручку. С воспитанниками лагеря был проведён карнавал здоровья «Ускоренная помощь в лагере». В конце потока ребята получили грамоты и медали.
Экологическое воспитание в условиях летнего лагеря является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую деятельность. Пришкольный лагерь – это хорошая возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования. Праздник «В гостях у Берендея», посвященный Году экологии в России, праздник, посвященный Всемирному Дню защиты окружающей среды от экологической опасности, экскурсия по страницам Красной книги Ставрополья, проведение Дня цветов, в который входят «Конкурс на лучший букет», викторина «Что я знаю о цветах» и игровая конкурсная программа «Праздник цветов», экологический утренник «Земля — наш дом родной», проведение акций: «Бой Королю мусора», «Монстр из мусора» операции Уют и трудовые десанты, проведена встреча с охотоведом государственного заказника «Лиман» А.А. Лукиным, беседа «Маленькие тайны живой природы» — все эти мероприятия способствовали формированию активной жизненной позиции ребят, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие, учат жить по законам природы, взаимодействовать с ней, а не диктовать ей свои условия.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец, общение с книгой, природой, искусством. Были организованы и проведены конкурсные программы в номинациях: «Танцоры, писатели, художники, поэты, модельеры», литературное кафе «В гостях у сказок Пушкина». Совместно с работниками сельского дома культуры проведены мероприятия «Золушки страны Чудес», «День Рыцарей», танцевальный коктейль, игровая программа, посвященная Дню смеха «Лагерная юморина!» Организована выставка из природного материала «Удивительное рядом».
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В лагере проведены конкурсы рисунков «Магия сказок Пушкина», «Мир цветов», «Красный, желтый, зеленый», «Мой друзья», конкурс рисунков на асфальте «Я вижу мир». В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Основная деятельность лагеря дневного пребывания « Улыбка» направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений. Задачами патриотической деятельности является пробуждение в детях чувства любви к родине, семье, формирование уважительного отношения к памятникам истории, развития интереса к изучению родного края, формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений. В пришкольном лагере проводился праздник «День русских традиций», посвященный Дню России, викторина «Я гражданин России», беседа «Символы России», экскурсия в школьный музей «ИСТОК», конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия!», военно-спортивное многоборье, торжественная линейка, посвященная 72-летию начала Великой Отечественной войны, митинг у памятника погибшим в годы войны за освобождение села Куршавы, возложение цветов к памятникам погибшим, викторина «Знаешь ли ты истории Великой Отечественной войны?» и проведение отрядной мини - зарнички «Найди знамя». Ко дню рождения выдающегося политического деятеля, земляка Ю.В.Андропова были подготовлены стенды о его политической карьере, заслугах перед Отечеством, его наградах, заслушаны биографические страницы его жизни, посещен музей им. Ю.В.Андропова в с. Солуно-Дмитриевском. Много было проведено профилактических мероприятий и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период. Проведено тренировочное занятие по эвакуации детей и личного состава при экстремальных ситуациях.
Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасности при терактах», «По предупреждению кишечных заболеваний», «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом», «Правила дорожного движения», «Правила пребывания на воде», «Наш друг светофор», «Осторожно терроризм». Проведена встреча с инспектором ГИБДД А.Гордиенко, который был приглашен на выступление лагерной агитбригады по ПДД «На улице — не в комнате о том, ребята, помните!».
Подготовка к закрытию лагеря была особенно увлекательной и кропотливой, ведь ребятам предстояло показать себя в разных видах творчества и спорта. Праздничный концерт «Лагерная «Свеча» - «Гори, гори, ясно!» стал финальным аккордом смены 2017 в лагере. Незабываемое впечатление осталось у ребят о проведенном времени в школьном летнем лагере. Они многое узнали, многому научились. Ребята загорели, окрепли, подросли. Самая большая радость для воспитателя - благодарность родителей за хорошо организованный отдых детей. Хотел бы отметить высокий профессионализм, ответственность и заботливое отношение к детям всех учителей, работавших в лагере. Самые яркие впечатления дети сохранят надолго в памяти. Незабываемы игры на свежем воздухе, которым научили воспитатели, вспомнив свое детство. Они всегда учитывали интересы ребят, и все предложенное детям очень нравилось. Задача воспитателя - инициативу ребят, воспитывать в них самостоятельность. Летняя работа в лагере получилась увлекательной, т.к. проводилась в занимательных и разнообразных формах. Разумно организованный летний отдых детей, создание необходимых условий для укрепления их здоровья - это и было нашей задачей. Этой задаче была подчинена вся проводимая воспитательная, спортивная, краеведческая работа. Немного грустные, но в тоже время очень довольные расставались ребята, надеясь встретиться в следующем году.