Сообщи о проблеме
Реализация целевых моделей на Ставрополье
Повышение инвестиционной привлекательности регионов – одна из главных задач, стоящих перед региональными управленческими командами Логическим продолжением уже существующей системы улучшения инвестиционного климата стал новый механизм внедрения изменений — целевые модели. Целевая модель — комплекс факторов обеспечения благоприятного инвестиционного климата по двенадцати направлениям, для каждого из которых определено целевое значение и показатели оценки его достижения.
На Ставрополье краевым управлением Росреестра реализуются две из двенадцати, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации, целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса.
Целевые модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» и «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» направлены на совершенствование учетно-регистрационных процедур и, как следствие, повышение инвестиционной привлекательности Ставрополья. Мероприятия, направленные на реализацию указанных моделей, лежат в основе так называемой «дорожной карты» Ставропольского края.
Необходимо отметить, что модель по государственной регистрации недвижимости включает в себя пять основных показателей, которые условно делятся на две зоны ответственности: органа регистрации прав и органов власти регионального и местного уровней.
В свою очередь государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет, которые осуществляет Росреестр, являясь завершающими процедурами в цепочке по оформлению недвижимого имущества, напрямую зависят от качества и сроков подготовки документов на предшествующих этапах.
Так, при оформлении земельного участка заявителю вначале предстоит ознакомиться с градостроительными документами, в том числе с информацией из генпланов и правил землепользования и застройки, обязанность по подготовке которых возложена на органы местного самоуправления. Кроме того заявителю необходимо подготовить и утвердить схему расположения выбранного земельного участка на кадастровом плане территории и присвоить ему адрес. За получением данных услуг заявитель обращается к кадастровым инженерам и к органам местного самоуправления. Важно отметить, что процесс получения данных услуг напрямую зависит от качества градостроительной документации, а также наличия в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) достоверных сведений о границах административно-территориальных образований, водных и лесных объектов, объектов культурного наследия, обязанность по установлению которых возложена в основном на региональные органы власти.
«С 1 января 2018 г. в показатели целевых моделей внесены существенные изменения. Ключевым показателем становится не факт утверждения правил землепользования и застройки, а внесение сведений об установленных данными правилами границах территориальных зон в ЕГРН. Ведь от качества подготовленных органами местного самоуправления правил землепользования и застройки зависит осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав: в случае наличия в градостроительных регламентах недостатков вероятность принятия решения о приостановлении возрастает» — поясняет и.о. руководителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю Михаил Колесников.
На следующем этапе заявителю для оформления земельного участка, необходимо пройти процедуру межевания, которую осуществляет на договорной основе кадастровый инженер. И только после успешного выполнения всех вышеуказанных мероприятий заявитель обращается в орган учетно-регистрационных действий, чтобы поставить недвижимость на кадастровый учет и зарегистрировать на нее права.
Целевые модели направлены на снижение административных барьеров, сокращение сроков при предоставлении государственных услуг, а также на развитие бесконтактных технологий общения Росреестра с гражданами — увеличение доли услуг, оказанных в электронном виде и через офисы многофункциональных центров.
В целевых моделях большое внимание уделяется качеству регистрационного процесса. В этой связи реализуются мероприятия по снижению количества приостановлений, проводится анализ причин приостановлений и отказов в осуществлении государственной регистрации прав, в том числе с целью выявления типичных ошибок заявителей.
Результатом указанных мероприятий стало снижение доли приостановлений (кадастровый учет, единая процедура) с 24% в 1 квартале до 13,4 % по итогам 2017 года, при среднероссийском 16,4 %; доля отказов по государственному кадастровому учету и единой процедуре за 2017 года снизилась в три раза в сравнении с 1 кварталом и составила 10 % (при 30,7% - в 1 квартале, среднероссийский показатель – 10 %); доля приостановлений по регистрации прав по итогам года составляет 3,7 %, доля отказов - 0,7 %, что ниже среднероссийских показателей (4,9 % и 1 % соответственно).
Необходимо отметить, что реализация целевых моделей предусматривает постепенное наращивание результатов до 2021 года. В перспективе Управлением будет проводиться работа, направленная на качественную реализацию целевых моделей по регистрации прав и кадастровому учету, напрямую зависящая от слаженного взаимодействия с органами власти, профессиональных участников рынка недвижимости Ставропольского края.
«Целевые модели - это определённый стандарт, к которому нужно стремиться, чтобы минимизировать сроки оказания услуги, количество отказов и приостановок, а также повысить качество регистрационного процесса и так далее. Это то, что волнует бизнес-сообщество в первую очередь, - утверждает председатель Совета Ставропольского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Денис Слинько. Итогом реализации целевых моделей должен стать уход от бюрократической «волокиты» и развитие бизнеса в Ставропольском крае».